Другая опора моей системы знаний — опыт жизни в монастырях. Там я понял, что есть исцеляющие состояния, и научился в них попадать благодаря монахам Синая. Люди, которые меня приняли, рядом с которыми я жил послушником, передали мне знание о том, что такое безусловная любовь к миру, любовь к Богу, божественная любовь и принятие всего, что происходит. Это осознавание было даже выше всего врачебного.
Есть вещи, которые передавал мне в тибетском монастыре наставник: техники для изменения суставов, укрепления сухожилий, телесные практики. Но самое ценное из того, что я получил там, — знания про осознание своего пути, пути своей души, про место в жизни. Иногда ко мне люди приходят и говорят: «Напиши мне 10 упражнений, чтобы было всё хорошо». Я говорю: «Нет таких упражнений». Истинна традиция, она передаётся не от ума к уму, она передается от сердца к сердцу. Я впитал её за то время, что прожил в тибетском и в христианском монастырях. Я проходил много разных инициаций, медитировал вместе с различными учителями, но это не значит, что я от техники медитации просветлел, нет! Внутреннюю трансформацию я проживал, находясь в их поле: некоторые ощущения и программы невидимы, они переходят, когда ты находишься рядом с этим человеком, когда идешь с ним по одной дороге. А эта дорога очень простая — служение людям. В какой-то момент на этой дороге личность сдается и происходит пробуждение души.
То пробуждение души, о котором я говорю, есть во всех традициях — и в тибетской, и в индуистской, и в славянской. Есть множество путей, и каждому доступен какой-то свой. Не все смогут, например, медитировать или пойти послушником в монастырь. Фриц Перлз, основоположник гештальт-терапии, например, занимался хасидизмом, а Лора Перлз изучала древнееврейские традиции — Тору, каббалу. Перлз изучал буддизм, когда его спросили: «Зачем вы придумали гештальт, разве не хватает психоанализа?» Он ответил, что западный человек тоже должен иметь шанс к просветлению — эти люди не будут тратить время на медитацию и жизнь в монастыре, но им нужно искусство спонтанных озарений, искусство доступа к глубинным силам, которые имеются в ядре человека, но забыты в повседневной жизни. Это выражение для меня стало одним из знаковых маячков.
Сейчас пришёл период в моей жизни, когда я понимаю, что достиг очень многого: я директор самого активно развивающегося института. Но я чувствую в этом неуют — я как будто бы ухожу от простых людей, и на прием ко мне приходит 5−6 пациентов в неделю против 50−80 человек, которые были раньше. Поэтому теперь я создаю методологическую школу, чтобы люди, которые перенимают мои знания, получали возможность помогать другим. Мне хочется эти знания нести в народ, а не замыкаться в узком кругу ограниченных лиц.
В моей жизни постоянно вызовы, тупики, вызовы, тупики. Сейчас мой вызов такой — вернуться к работе с людьми и сделать эти знания, методики, направления доступными большому количеству человек.