Сергей Мищук

«Подружить официальную и народную медицину можно!»
Возьмем условно собирательного современного человека. Он кое-что знает о физиологии. Например, умеет сам себе прописать лекарство от головной боли и простуды. Знает, когда ему не хватает витамина B или D, и может выбрать себе добавки для здоровья. Еще он знает кое-что о связи физиологии и психологии — например, что есть психосоматические болезни, а напряжение в голове вызывает напряжение в теле. Он знает, что морщины — это печать типичных эмоций и у хохотушек одни морщины, а у зануд — другие.

В некоторых случаях человек обращается к врачу. Иногда он считает, что медицина не поможет, и обращается к психотерапевту. Или к тета-хилеру. Или к шаману. Или к мануальному терапевту. Иногда он верит в остеопатию, а иногда — в гомеопатию. Словом, современный человек научен адаптироваться под разные подходы, чтобы получить результат — свое здоровье. На приеме у врача он верит в официальную медицину, на «приеме» у шамана — в духов и ритуалы. У него есть обрывки карты, не соединенные между собой, а между ними много белого пространства — это то, о чем человек не знает, например, как официальная медицина связана с гештальт-терапией и что общего у психотерапии с шаманскими практиками. А есть люди, которые знают, что одно не исключает другого.
«Психология — это наука. Как и медицина. Возьмем, например, инфаркты и инсульты: человека можно восстанавливать с помощью физических тренировок, а можно через психотерапию. Кажется, что это два разных пути, но это одно и то же. Или, например, если я вижу, что у человека всё время напряжение в груди, я спрашиваю: „У тебя сердце болит?“ — „Откуда ты знаешь? Шайтан!“ Но это не магия. Этому не шаманы учат, этому обучают всех психотерапевтов. Принимаешь ты в белом халате или в чёрном балахоне с зелеными свечами — разница небольшая. Эзотерики, психологи и врачи говорят об одних и тех же вещах, но одни с более формальной точки зрения в кабинете, а другие — через ритуалы, мистические сказки и метафоры».
Это говорит Сергей Мищук, человек, который знает, что у медицины и ритуалов шамана есть общее на молекулярном, клеточном, биохимическом и гормональном уровнях. Он врач, практический психолог, психотерапевт, член Ассоциации нетрадиционной медицины, соавтор «Исцеляющего импульса», школы эйдотехники, системы «Живое лицо» и множества других методик оздоровления.


Сергею удалось проложить широкие дороги (не тропки!) из медицины и науки в народные практики, а оттуда — в психологию и психотерапию. В результате этого путешествия возникла система знаний о человеке — система, которая интегрирует всё, что наш условный современный человек не мог соединить, пытаясь вернуть себе здоровье, молодость и душевное благополучие.
Начало
Может ли медицина помочь человеку?
Мне было всего четырнадцать лет, когда я начал помогать людям, хотя совершенно не понимал, как у меня это получалось. Я кладу на человека руки, сижу, жду, а потом понимаю — достаточно. Что в его теле происходит в этот момент? Почему голова проходит, давление выравнивается, перестают болеть ребра, начинает двигаться рука, которая не двигалась? Это было для меня загадкой.

При этом, сам я не вылезал из болезней и ощущал себя развалиной, однако, люди приходили, и я им помогал, постоянно чувствуя себя самозванцем. Кто я такой? Целитель, шарлатан? Глупости. Разбираться с этим вопросом я пошел в медицинский институт. Не остановил меня даже серьезный конфликт с отцом, который настаивал на продолжении династии военных. С отцом мы потом несколько лет не общались.

В институте я с рвением взялся за изучение всего, до чего мог дотянуться. Я искал своё место, специальность, в которой будет глубинный смысл и чувство, что я помогаю людям. С утра на одном кружке, днем на другом, вечером оперировать, ночью в анатомичку, с утра в больницу, потом на пару — и так круглосуточно. Все крутили пальцем у виска: «Береги силы, не упахивайся, не надо так много работать!» Огромное количество врачей, с которыми я работал и у которых учился, после работы приходили измученные. Я же, если понимал, что дело мое имеет смысл, всегда был как на новых батарейках. Так прошел год, два, три. Медицина вызывала во мне внутреннее ликование, и я всё больше осознавал, что это часть моей жизни.

Параллельно я изучал массажи, гимнастики, дыхательные практики, занимался своим здоровьем и телом. Я постигал научные знания и искал в медицине объяснение тех процессов, что я наблюдал еще подростком, работая с людьми. Ответы я находил в биохимии, физиологии, иммунологии, нейрофизиологии.

У меня тогда было три мечты:
1
помогать людям,
2
«прописать» в официальной медицине те методы из народной медицины, которым я нашел объяснение и применение,
3
и оставить после себя след, научную школу.

В процессе я понял, что не смогу легализовать народную нетрадиционную медицину и ввести новую специальность: знания и опыт есть, этими знаниями могут пользоваться тысячи людей, этим опытом можно обогатить медицинскую практику и учить ему других врачей, но — невозможно! Когда я говорил об этом со своими профессорами, они меня поддерживали, но уточняли: «Механизмы интересные, а вот тема будет недиссертабельной, оставь ты глупости эти». Я увидел, что сообщество академической науки с пренебрежением относится к тысячелетнему опыту, хотя он научно объясним. С двумя первыми мечтами не заладилось. Ладно, по крайней мере, я буду помогать людям — исполню третью мечту.

Начал искать свою специальность: оперативная хирургия, ЛОР-болезни, неврология, нейрофизиология. Больше четырех лет я бесплатно работал в реанимации — сначала как санитар и медбрат, а потом уже как анестезиолог и реаниматолог. Много раз спасал человеческие жизни в реанимации, но потом понял, что эта работа не для меня. Я очень эмпатичный человек и быстро изнашивался, воспринимая каждый уход пациента как смерть близкого человека.

Да и сама бюрократическая система очень угнетала. Я работал врачом-инфекционистом, когда понял, что теряю смысл: 5 минут я помогаю человеку, 40 минут заполняю бумажки. Я многого достиг, преподаю в национальном медуниверситете, ко мне приезжают на повышение квалификации, меня признали, но помогать людям своими знаниями я не могу, потому что у меня есть протокол, как я должен лечить лекарствами. Если я лечу по нему и человек умирает, мне ничего не будет, но если я лечу не по протоколу, у меня будут большие разногласия с руководством.
Помню, была девочка с гепатитом B, гепатитом С и туберкулезом одновременно. Я с ней поработал, проходит 2 месяца — она здорова. Проходит 2 года — у неё даже антител нет, организм очистился, произошла элиминация вируса. Такие случаи описаны для детей до 5 лет — организм может растворить вирус. Но у большинства людей гепатиты — это пожизненный статус, они не могут сдавать кровь, им нельзя ничего жирного, у них целая куча ограничений. Лечение стоит от 15 000 до 40 000 долларов за полгода, а его эффективность — 42%. А у меня один человек от гепатита излечился, другой… И сразу же серьезный разговор с руководством: «Сергей, оставь эту эзотерику, и чтобы мы не видели, не слышали и не знали. Не с нашими пациентами». Тут я сел. Для меня это не эзотерика, это наука. Я могу объяснить, как она работает на клеточном, энергетическом, гормональном уровнях. Но мне говорят: «Нет, есть протокол». А в протоколе написано: это не лечим, это не лечим, это невозможно. И тут я понял, что система — это слишком большой маховик. Я уважаю эту систему, я работаю в этой системе, но я не смогу перестроить её по своему усмотрению.

Если прозорливый старец скажет, что церковь — это засилье коррупционеров, то его от церкви отлучат, из монастыря выгонят. И он не сможет помочь тем людям, которые к нему приходили и за которых он тихонечко молился. В этом безумие любой системы.
Сергей Мищук
Врач, психолог, психотерапевт, мастер по гун-фу, цигун, аюрведе. Соавтор «Исцеляющего импульса», школы эйдотехники и многих других методик, мастер и преподаватель тайского, китайского, тибетского, индийского, русского и других школ массажа. Родился в семье потомственных военных, родные по линии матери — врачи, прославленные хирурги, трансплантологи. Начав свой путь в медицине, через несколько лет понял, что здоровье человека — это не только тело, и продолжил свои поиски в психологии и психотерапии. В 2009 году основал школу гештальт-терапии при МИГИС в Виннице, самую быстроразвивающуюся сейчас в этой сфере. Прошел послушание в крымских, тибетских, тайских, индийских монастырях.
Часть 2
Психология и дети с «неизлечимой» астмой
Во мне было так много разочарования, что я перешел на полставки, а в свободное время путешествовал, продолжал этнографические исследования и работал с людьми вне медучреждений. В этот период ко мне стали приходить коллеги по больнице: «Сережа, полечи наших детей». И началось — одни дети с астмой, другие дети с экземами, те с тиками, эти с ночными криками. Я с ними работал в монастыре в Крыму, и у них, инвалидов детства по астме, были ремиссии по 8 месяцев без единого медикаментозного средства. И всех родителей это устраивало — ребенок здоров!
Итак, через медицину мне к своим целям не прийти, значит, я найду другой путь. Я перерос академическую медицину и был готов идти дальше.
На протяжении 10 лет медицина всегда давала объяснения тому, что происходит. Теперь же я подошел к моменту, когда вылечиваю заболевания, которые я не могу лечить как врач, и у меня нет объяснения, почему мне это удается. Раньше я понимал, что происходит с гормонами, с биохимией, а теперь перестал понимать, почему дети с неизлечимыми диагнозами поправляются. И тогда я осознал, что есть что-то ещё помимо медицины. Поиски объяснения привели меня в психологию. Здесь я нашел механизмы, которые научно объясняют, что человек — это не только тело, что кроме гормонов есть еще убеждения, установки, верования. Человек из своей психики, с одной стороны, может извлекать сверхресурсы, с другой стороны, в психике же зарождаются страдания и болезни.
Когда с точки зрения психологии я начал анализировать детей моих коллег, которых лечил от астмы и других заболеваний, то увидел, что 80% — это дети из семей, где мама их воспитывает одна, а отец или ушел, или устранился от воспитания. И большинство детей на вопрос, как они чувствуют себя, отвечали: «Невозможно дышать, тяжелая атмосфера в семье. Всегда какие-то крики, разборки, бабушка с мамой на ножах, папа пьет, мама в него носками кидает». Для многих из них единственный способ прекратить ссоры, разводы, измены родителей — это уйти в болезнь. Тогда родители бросают ссориться и начинают заниматься ребенком. Эти дети придумали себе гениальные болезни, чтобы сохранять мир, где есть и мама, и папа, и счастливое детство, пусть даже ценой здоровья. Я многое понял и про свое детство тоже.

В психологии я начал изучать сверхвозможности человека. Например, моя дипломная работа была посвящена исследованию памяти: как обрабатывать огромные массивы информации и использовать память, для того чтобы не потеряться в этом потоке. Мы проводили эксперименты в школе: разработали программу, которая до сих пор существует, где дети изучают школьный годовой курс за две недели. Я показал на практике, что с помощью знания психологии развития можно в десятки раз повысить успешность обучения и сократить время. Этот прикладной аспект психологии мне очень нравился, но опять возникло ощущение недостаточной глубины. И я углубился.
«Живое лицо»
Это программа о красоте, молодости и здоровье женщины, о её душе. Это не упражнения для укрепления мышечного корсета лица, корни программы лежат в русле психотерапии. Я очень люблю женщин, я вижу в каждой женщине её удивительную, искрящуюся суть. Но я наблюдаю и другое — то, как прекрасные женщины топят эту свою суть на дне ведра с грязной тряпкой, прислуживая мужчинам. От этого рушатся жизни, отношения, семьи. Женщины начинают испытывать печаль, злость, обиду, их лицо меняется, они даже могут начать считать себя уродливыми, старыми, некрасивыми. Однако женщина никогда не перестает быть прекрасной, и «Живое лицо» создано как раз для того, чтобы вернуть женщине молодость и красоту через работу с душой, с эмоциями.
Часть 3
Психотерапия:
люди с горящими глазами и живым сердцем
В разных психотерапевтических направлениях я встретил людей, которые могут работать с психосоматикой, идти через тело или через слово, которые открыты новым знаниям, им хочется помогать людям, а не выписывать по протоколу одно и то же поддерживающее лечение.

Психотерапия оказалась тем направлением, где я могу разместить всю силу, которую нашел в народной культуре: комбинировать работу словом и работу с родом, работу с телом и работу с состояниями. Я нашел людей, вместе с которыми я могу знания и навыки доносить до мира, и это люди с горящими глазами, с живым сердцем. Мне вместе с ними хочется идти вперед!

Вот они — мои три цели!
Будто паззл сложился.
1
работа вживую с людьми,
2
легализация народных знаний, накопленных веками и освоенных мною,
3
и возможность передавать свои наработки дальше.

В 2009 году я открыл свой институт гештальт-терапии, куда приезжают люди со всего мира. Сам я все больше занимаюсь супервизией и обучением преподавателей: скольких специалистов я сам напрямую выучу, скольким людям помогу? А так у меня есть возможность передавать знания тем, кто передаст их другим, а они пойдут и будут помогать людям. Кто-то останется в гештальт-терапии, а кто-то пойдет дальше, окунется в глубинные практики и техники, к которым можно прикоснуться здесь и сейчас, не проводя годы в аскезах и бдениях, мытье полов и изучении трактатов в монастырях.

Институт уникален тем, что в нем помимо гештальт-терапии есть еще реабилитация, телесные практики, практики, связанные с лицом и эмоциями, с суставами, и, конечно же, сакральные методики, которые базируются на вековых традициях. К нам приезжают учиться и известнейшие остеопаты, и другие специалисты, работающие руками, и психотерапевты, работающие словом. Некоторые берутся за сложные случаи — с врожденными патологиями или серьезными травмами, с неизлечимыми болезнями. Каждый специализируется на чем-то своем, но все они приезжают, потому что видят: здесь есть нужные им знания, которые позволят им лучше исцелять людям. Для таких специалистов у меня есть особый интеграционный курс. В нем я даю вещи, которые неподготовленным людям вообще будут непонятны.
Кроме семейной системной и классической гештальт-терапии, расстановок и телесных практик, я преподаю менее известные техники: кресение, сакральную терапию, работу с сущностями и духами, тонкую работу с родом. Это особая психотерапия. Её истоки в устоявшихся традициях и культурах, народном фольклоре и мифологии. Она работает с видением человека как души, его путем и предназначением. Работа с такими сакральными, порой мистическими, вещами вылилась в семинары по духовному очищению, по работе с родом, с помехами в жизни. Люди приезжают ко мне так же, как и на другие психотерапевтические семинары, только эффект намного более глубокий и явный.
Часть 4
Школа Мищука
У меня есть ядро знаний, которые выращивались тысячелетиями. Их я собирал в Индии, Тибете и по всему миру в своих путешествиях, в практиках послушания в монастырях и даже в работе с шаманами. Всё это, пропущенное через рамки здравого смысла, очищенное от религии и манипулирования, служит эффективной работе на пользу людям. У меня даже есть девиз: «Все тайные и сакральные знания на службу современному человечеству».

То, на что в значительной степени опираются мои наработки, — это народная культура, славянская или славянско-арийская, которая сохранилась с древних времен. Сейчас, когда это стало трендом, появилось много шарлатанов, которые под названием «славянские практики» проталкивают оккультизм, эзотерику, чернуху. Моя авторская школа — «Славянские практики Сергея Мищука» — это соединение практик работы с телом, когда человек сам себя восстанавливает, и народных гимнастик, таких как трясцы, волнование, уламки.
Я перевожу на современный язык древние практики: объясняю, почему помогают мантры, трансовые состояния. На своих интенсивах я преподаю целительство — это то, что можно делать руками и вниманием. Ради этих знаний приезжают массажисты, остеопаты, сакральные терапевты и другие специалисты. Как на самом деле можно работать с другими людьми, как выходить на новый уровень за счёт соприкосновения с сакральными секретами мастеров разных традиций, как видеть себя, людей и мир совсем по-другому, как через тело воздействовать на сознание, как через тело убирать напряжения сознания и болезни. Ведь тело — это не только физиология.
Другая опора моей системы знаний — опыт жизни в монастырях. Там я понял, что есть исцеляющие состояния, и научился в них попадать благодаря монахам Синая. Люди, которые меня приняли, рядом с которыми я жил послушником, передали мне знание о том, что такое безусловная любовь к миру, любовь к Богу, божественная любовь и принятие всего, что происходит. Это осознавание было даже выше всего врачебного.

Есть вещи, которые передавал мне в тибетском монастыре наставник: техники для изменения суставов, укрепления сухожилий, телесные практики. Но самое ценное из того, что я получил там, — знания про осознание своего пути, пути своей души, про место в жизни. Иногда ко мне люди приходят и говорят: «Напиши мне 10 упражнений, чтобы было всё хорошо». Я говорю: «Нет таких упражнений». Истинна традиция, она передаётся не от ума к уму, она передается от сердца к сердцу. Я впитал её за то время, что прожил в тибетском и в христианском монастырях. Я проходил много разных инициаций, медитировал вместе с различными учителями, но это не значит, что я от техники медитации просветлел, нет! Внутреннюю трансформацию я проживал, находясь в их поле: некоторые ощущения и программы невидимы, они переходят, когда ты находишься рядом с этим человеком, когда идешь с ним по одной дороге. А эта дорога очень простая — служение людям. В какой-то момент на этой дороге личность сдается и происходит пробуждение души.

То пробуждение души, о котором я говорю, есть во всех традициях — и в тибетской, и в индуистской, и в славянской. Есть множество путей, и каждому доступен какой-то свой. Не все смогут, например, медитировать или пойти послушником в монастырь. Фриц Перлз, основоположник гештальт-терапии, например, занимался хасидизмом, а Лора Перлз изучала древнееврейские традиции — Тору, каббалу. Перлз изучал буддизм, когда его спросили: «Зачем вы придумали гештальт, разве не хватает психоанализа?» Он ответил, что западный человек тоже должен иметь шанс к просветлению — эти люди не будут тратить время на медитацию и жизнь в монастыре, но им нужно искусство спонтанных озарений, искусство доступа к глубинным силам, которые имеются в ядре человека, но забыты в повседневной жизни. Это выражение для меня стало одним из знаковых маячков.

Сейчас пришёл период в моей жизни, когда я понимаю, что достиг очень многого: я директор самого активно развивающегося института. Но я чувствую в этом неуют — я как будто бы ухожу от простых людей, и на прием ко мне приходит 5−6 пациентов в неделю против 50−80 человек, которые были раньше. Поэтому теперь я создаю методологическую школу, чтобы люди, которые перенимают мои знания, получали возможность помогать другим. Мне хочется эти знания нести в народ, а не замыкаться в узком кругу ограниченных лиц.

В моей жизни постоянно вызовы, тупики, вызовы, тупики. Сейчас мой вызов такой — вернуться к работе с людьми и сделать эти знания, методики, направления доступными большому количеству человек.
С программами Сергея вы можете ознакомиться здесь: http://solnych.com/



Лонгрид изготовлен агентством tellastory.ru