Израиль светский и стартапный
Паломничество за мечтой
Почему Израиль стал чемпионом по количеству и качеству открывающихся там стартапов, уступая лишь Силиконовой Долине? Предпринимательский дух израильтян - это в национальном характере, привнесено извне или воспитано внутри?
В конце августа меня как блогера и журналиста, пишущего о людях, развивающих свои проекты в разных странах, пригласили на конференцию Women. Innovations. Technologies в Тель-Авиве. В данном случае «конференция» не подразумевала больших залов, наполненных людьми, долгих докладов и панельных дискуссией. Мы были маленькой командой из начинающих стартаперов из разных стран и пары журналистов, носившихся по всему Израилю. Мы встречались с главами инвестиционных фондов и акселераторов, основателями успешных стартапов и теми, чьи проекты прогорели, побывали в Хайфе, Иерусалиме, Тель-Авиве и общались, общались, общались.

Этот текст – попытка суммировать мои основные впечатления от стартаповской экосистемы Израиля. Это несколько полезных уроков, которые я извлекла, просто поездив по стране и поговорив с израильтянами. Ну, а основные рассказы с цифрами и примерами будут дальше.
1
В Израиле создается впечатление, что все или почти все занимаются стартапами
В разговоре обязательно выяснится, что ваш собеседник или его брат, кузина, сосед, друг работают в каком-нибудь стартапе. Зерна предпринимательства, инноваторства, особого образа мышления, щедро посеянные в 1990-х, когда государственные фонды, не жалея, вливали деньги в тысячи новых стартапов по всей стране, сегодня дали такие мощные всходы, что Израиль стал второй по значимости стартап-нацией в мире.
Тогда, в девяностых, тысячи стартапов провалились, но выросло поколение. Поколение, которое не боится начинать новое, ошибаться, проигрывать, пробовать снова и снова. Сейчас им по 40 лет и именно они – цвет и гордость стартап-индустрии Израиля, ребята, которые придумали технологии AOL Instant Messenger и тематических чатов, голосовую почту, первое антивирусное программное обеспечение, электрооптические чипы, микропроцессоры Pentium 4 и Centrino и многое другое.

8 млн человек

население Израиля
4885 стартапов

работало в 2014 году
более 30-ти

количество акселераторов и инкубаторов
90 компаний

вышли на биржу NASDAQ (больше только у США и Китая)
При этом у Израиля нет ни собственного населения, чтобы создать достаточный спрос на продукцию стартапов, ни соседей, с которыми можно было бы наладить торговлю, ни других стран, которые говорили бы на том же самом языке. Поневоле израильским проектам приходится сразу ориентироваться на глобальный рынок. И это тот случай, когда естественные ограничения явно идут на пользу.
2
Феномен израильской стартапной экосистемы базируется на следующих факторах:
  • всеобщая военная служба
Это воспитание определенных личностных качеств и одновременно поиск единомышленников, уже умеющих работать с тобой в команде. Множество стартапов было создано друзьями по армии, а вовсе не по школе или университету.

  • качественная эмиграция
Лучшие, талантливые, образованные - все едут сюда. Здесь есть интересная работа, достойная зарплата и абсолютная поддержка как от государства, так и от тех, кто уже живет в стране.

  • постоянная внешняя угроза
А следовательно, и постоянная нужда в новейших технологиях во всех сферах жизни.

  • грамотная и щедрая господдержка
Это все, начиная от создания инфраструктуры и благоприятных условий для стартаперов до финансирования проектов на всех стадиях развития.

  • традиции взаимопомощи и благотворительности
"Берешь - отдавай" - это негласное правило в Израиле возведено в ранг закона. Поэтому создается круговорот добрых дел. Помогли тебе? Не надо отдавать долг, просто помоги другому.
Безусловно, это факторы, которые перенести на другую почву нельзя. Поэтому израильский опыт так трудно повторить в любой другой стране. Но, на мой взгляд, есть кое-что, что повторять можно и должно.
3
Отношение к предпринимательству и подход к работе
  • бросать вызов авторитетам здесь норма

Любой израильтянин лучше всех знает, что и как делать. И не стесняется об этом заявлять. Поэтому все менеджеры по персоналу в один голос твердят, что управлять командой израильских инженеров – не дай боже! Но тот, кому удастся их организовать, с такой командой добьется действительно выдающихся результатов.

  • рабочая культура даже в больших компаниях неформальная и неструктурированная

Нужно встретиться с важным человеком? Пара дней, и эта встреча состоится. Не придется ждать аудиенции месяцами и выстраивать долгую коммуникационную цепочку. Если у тебя есть что-то дельное, тебя выслушают сразу. И помогут.

  • приучение к ответственности и обязательности смолоду

Знаю, что те, кто встречал израильтян только во время их gap year, когда они оттягиваются на европейских курортах или безбашенно путешествуют, никогда в это не поверят. Но это так. Просто до этого было 2-3 года службы в армии с ее дисциплиной и ежедневной ответственностью за принимаемые решения, а потом будут университет или работа с их высокими требованиями. Так что, израильтяне на отдыхе и на работе – это две большие разницы.

  • израильтяне – командные игроки, но это совсем другие игры в отличие от, например, американцев или представителей азиатских стран.

Если американский стиль работы – это регби или футбол: есть нападающий, ну-ка, все быстро навалились, обеспечили ему проход до вражеских ворот; то израильский – это парусная регата. В израильской команде у каждого должна быть своя, в чем-то главная роль. И поле для деятельности достаточное, чтобы можно было проявить инициативу. В этом смысле, худший кошмар, какой только может присниться менеджеру по персоналу – это израильтянин в команде китайцев или японцев. И наоборот.

  • то, что говорит твой менеджер, это рекомендация, а не приказ. Ты этим руководствуешься, но задачу определяешь себе сам.

- Тебе сказали, что у тебя не получится? Кто сказал? Десять человек? Двадцать? Сто? Да кто они такие, чтобы знать наверняка? Попробуй еще раз!
Основополагающий принцип
по которому живет Израиль стартапный
«Если у тебя есть какая-то идея, ты можешь ее попробовать. Даже не нужно говорить об этом мне. Я всегда разрешаю своим сотрудникам выделять порядка 2-х рабочих часов в день для того, чтобы работать над своими идеями. Если у человека не получится, это все равно не провал, если он извлек свой урок. А если получится – прибыль получит и сотрудник, и компания»

Miryam Steinitz
Head of HR at Check Point Software Technologies
И ведь пробуют. И получается. Потому что если этого не сделаешь ты, то сделает кто-то другой. Но самое важное, по-моему, мнению, даже не это. Если ты пробуешь делать какие-то проекты, а у тебя не получается, на тебе не поставят клеймо «неудачник». Наоборот, в глазах окружающих ты молодец, потому что попытался, не побоялся, и у тебя, в конце концов, получится: не это, так другое.

Согласна, что это опасный подход. А что, если человек просто растранжирит средства свои или компании на так называемые идеи и все?! Только проблема в том, что идей, требующих таких уж больших ресурсов, немного. А вот микро-инноваций с больших потенциалом можно было бы сделать массу, если бы не консервативная культура большинства компаний. И вы все еще удивляетесь, почему израильтяне всех обгоняют?

Российские и европейские инвесторы постоянно плачутся, что достойных проектов нет, все хотят всё на блюдечке получить, дух предпринимательский еще воспитывать поколениями и поколениями. Come on, guys! В Израиле предпринимательскую культуру воспитали за 20 лет.

4
Почему пилоты израильских ВВС - отличные предприниматели?
20 минут с севера на юг, 5 минут с запада на восток – это Израиль, если пролететь над ним на истребителе F-16. Ори, пилот израильских ВВС и стартапер, делает это еженедельно.

Мы познакомились с ним на военно-воздушной базе Рамат, где он служит один день в неделю (после 12-ти лет полноценной службы), совершая по 2-3 вылета в день, а остальное время посвящает развитию своего проекта.
Ори убежден, что лучшие стартаперы – это пилоты. Специфика службы в ВВС такова, что развивает нужные качества:

  • умение работать под давлением (тебе 19, ты в воздухе, и тебе нужно принять мгновенное решение: стрелять или нет? Угроза или нет?)
  • умение работать в команде (пилот, механики и наземная команда поддержки – должны работать как единое целое)
  • умение расставлять приоритеты (ты не можешь колебаться между выбором из 10-ти опций, выбираешь самое важное на данный момент и действуешь)
Я с одинаковым восторгом поднимаю самолет в воздух и смотрю, как кто-то надевает мой прибор.

Ori Fruhauf
Co-founder and business manager of Up-Right
Его продукт – это Up-Right – маленькая штучка, которая крепится на поясницу и корректирует осанку. При малейшей попытке привычно сгорбиться прибор вибрирует, напоминая таким образом, что нужно выпрямиться. Достаточно носить приборчик всего от 20 мин до часа в день, чтобы вскоре тело запомнило правильное положение, и ваша осанка улучшилась.


Когда я слышу такие истории, мне всегда хочется спросить, ок, а как ты дошел-то из точки А в точку Б? Как из пилота с ценными для начинающего стартапера качествами стать предпринимателем, развивающим технологический продукт?

Ответ - в готовности делать, пробовать свои задумки на практике. Слишком многие тормозят на этапе теоретического осмысления идеи или первых неудачных экспериментов. Вот, к примеру, путь, который прошел Ори:

  1. Обсуждение своей идеи в лабораториях ведущих израильских вузов, с физиологами, мануальными терапевтами, инженерами и программистами: сможете сделать такую штуку, которая будет выполнять такие-то функции? Определение основных параметров будущего прибора: на что должны реагировать сенсоры для подачи человеку верного сигнала? Расчеты и конструирование.
  2. Параллельно: краудфандинговая кампания. Ори с командой удалось собрать предзаказы на 2000 приборов на 155 тысяч долларов.
  3. Убеждаемся, что концепция работает так, как запланировано: производим несколько приборов и тестируем их на добровольцах. Считаем стоимость производства и понимаем, что делать их на месте очень дорого, нужно искать другие варианты.
  4. Находим другие варианты в виде производства в Китае, утверждаем дизайн, просчитываем логистику, начинаем маркетинговую компанию.

Команда WIT на базе ВВС Рамат.
5
Два непременных условия успешного стартапа
Хилла Овил-Бреннер - серийный предприниматель. Долго перечислять проекты и компании, в которых она является ментором или имеет голос в совете директоров. Проще сказать,что она сделала сама.

Проект №1 - White Smoke Writer – инструмент для проверки орфографии, пунктуации и стиля написания текстов на английском языке. Сейчас это лидирующее на рынке решение в области грамматической проверки текстов, базирующееся на алгоритмах обработки естественного языка. Хилла основала проект в 22 года в январе 2002-го, когда продукт существовал еще только в головах программистов. Сумела поднять несколько инвестиционных раундов, вывела компанию на миллионные прибыли, выросла до 60-ти сотрудников и нескольких десятков миллионов пользователей. В 2012 году после успешного выхода на IPO на бирже NASDAQ она продала компанию за $20 млн.
Самое трудное - это верить в свой проект, когда все вокруг говорят "Нет". И особенно - когда давят авторитетом.
Когда Хилла еще только питчила White Smoke Writer, пытаясь поднять первый раунд на разработку софта, она пришла на интервью к одной даме, видному эксперту в области лингвистических программ. Дама сказала: "Вы же понимаете, что у вашей идеи нет будущего?". Когда, несколькими месяцами позже, Хилла встретила эту даму на мероприятии, посвященном успешному старту ее проекта, дама сказала: "Ну вот видите! Я всегда говорила, что подобные идеи будут успешны!" Сказала совершенно искренне. Она даже не помнила, как чуть не угробила идею своей экспертной оценкой.

Из всего этого Хилла вынесла совершенно четкий урок: эксперты экспертами, а доверять нужно своему внутреннему чутью. На этом чутье она сделала уже два новых проекта. Первый - «Google for moms» - 10-ти недельная программа для мам-предпринимательниц, которая была столь успешна в Тель-Авивском офисе, что руководство Google запустило аналогичные программы и в других странах своего присутствия.
Второй проект – это KeyDownload – платформа для производителей и дистрибьюторов программного софта, помогающая им монетизировать свои продукты и KeyPoint Media - инструмент для управления и измерения эффективности рекламных кампаний в сети. На очередной инвестиционный раунд она пришла на 9-м месяце беременности третьим ребенком. Инвесторы посмотрели на нее, запыхавшуюся после подъема по лестнице:

- Может быть, вам стакан воды?

- Нет, лучше 5 миллионов долларов.

Что бы вы думали? Получила. Но! Если из того, что вы прочитали, у вас сложилось впечатление, что в Израиле раздают деньги всем, кому ни попадя, стоит только сказать: "Я – стартапер", - это не так.

И главное
Нужно, чтобы и вы и ваша идея что-то из себя представляли. Одновременно!
Как сказал, Ядин Кауффман, основатель Israeli Public Service Venture Fund и Veritas Venture Partners, «я даю денег, в первую очередь, под личность. Во вторую – под команду, обладающими необходимыми навыками, чтобы реализовать идею. И в третью очередь - под саму идею».

Совсем оригинальных и абсолютно новых идей много быть не может. Но, несмотря на это, предпринимателем может стать каждый, у кого хватит дерзновения попытаться. Вы можете взять любую идею, даже если она уже реализована кем-то где-то. Важно, чтобы она вдохновляла именно вас, была способна вдохновлять вас длительное время, несмотря на встреченные преграды и трудности, и вы сумели бы собрать под эту идею команду, способную воплотить ее в жизнь. Всего ничего, правда?

НАПОСЛЕДОК
Еще больше полезных и интересных материалов по своему делу за рубежом - в рассылке «Знаков в пути». Подписаться можно здесь.

Знаки в пути - блог-клуб для тех, кто сам выбирает направление.
© 2015 All Rights Reserves
Znaki-v-puti.ru | Facebook