Художница КСЕНИЯ КУДРИНА:
«Открыть себя настоящего»

Движение против течения ведёт к истоку каждой реки. И не только реки. Если однажды пойти против течения в собственной жизни, то неожиданно можно вернуться к своим истокам и открыть себя настоящего. Пройдя этот путь: персональные выставки в детстве, учеба в "Мухе", разворот в дизайн игрушек, учеба на курсе МВА, работа креативным директором фабрики игрушек и возвращение в искусство, – Ксения Кудрина стала открытием Московской международной биеннале молодого искусства 2016. Ее искусство – это тотемные столбы сэргэ, волшебство стекла и шаманский символизм.
«Я некий этно-трансформер. Я черпаю вдохновение из своих якутских корней, но моя живопись и мои скульптуры не традиционные. Они результат трансформации человека, рождённого в Якутии, но живущего в глобальном мире. Я знаю и помню культуру моих предков, но не использую ее застывший слепок, она живет и меняется вместе со мной. Ведь все, что теряет актуальность, умирает. Только переосмысливая традиционные образы через призму современности, можно сохранять память о своих корнях».

КАК «НАЗАД» СТАЛО «ВПЕРЕД»

Ксению не зря называют «открытием» в российском арт-пространстве. До недавнего времени 34-летнюю художницу никто не знал. Родом из семьи известных якутских художников, она сама закончила СПБХПА имени Штиглица и много лет пыталась убежать от своего предназначения. А проекты рождались, созревали, превращались в эскизы и оседали в папочках, пока, наконец, Ксения не решилась признаться самой себе, что метка «художник» стоит на ней с детства, и ни успешная карьера в компании, ни семья, ни какая другая деятельность не заменят ей реализацию в творчестве.
Ксения Кудрина
«У меня сейчас состояние - как будто стою на горе. Я долго на нее карабкалась и знаю, что дорога может быть простой и приятной, а иногда так круто забирать вверх, что дыхание срывается и сердце выскакивает из груди. Но все - я добралась. И сейчас мне нужно много мужества, чтобы поверить в себя и с нее спрыгнуть. Вперед. В мое будущее».
Ксения Кудрина
«У меня сейчас состояние - как будто стою на горе. Я долго на нее карабкалась и знаю, что дорога может быть простой и приятной, а иногда так круто забирать вверх, что дыхание срывается и сердце выскакивает из груди. Но все - я добралась. И сейчас мне нужно много мужества, чтобы поверить в себя и с нее спрыгнуть. Вперед. В мое будущее».
Эти слова прозвучали в самом начале 2016-го, и прошедший год показал, что прыжок состоялся. Один за другим пошли «выстреливать» проекты: «Чёрный лёд», «Взрослые люди», «Ваше будущее - мое прошлое», выставки в центре современного искусства Винзавод, галерее ZART, Гридчинхолле, на Трехгорной Мануфактуре.

В своих проектах Ксения исследует то, как меняется современный человек в потоке времени. Ведь мы живем в мегаполисах, в чьих глубинах люди растворяются без следа. Или не растворяются? Как рождается новый человек мира и кто он теперь? Она увлечена проблемой дуальности современного человека, который разрывается между своими корнями и космополитичным миром, но говорит об этой дилемме простым и понятным языком. Ее способность ясно видеть и глубоко проникать в увиденное трогает зрителей за живое, рождая вихрь мыслей и эмоций.
«Работы Ксении вызывают трепет. До дрожи… до слез. Это те впечатления, которые я хочу получать от искусства».
Посетитель выставки «Черный лед»
Время – одно из центральных тем в творчестве художницы. Прогуляемся по шкале времени вместе с ней?

1
Прошлое
Однажды с родителями, известными якутскими художниками, 10-летняя Ксения отправилась в Суздаль, где девочку совершенно заворожили стеклодувы.
Один спросил:
– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Наверное, художником?
– Я уже сейчас художник, – без тени сомнения ответила она.

Стекло потом вернулось в творческую жизнь Ксении и поселилось в ней навсегда, но сначала была живопись. Все детство она рисовала: каждый год по две персональных выставки в Ленске, Якутске, Владивостоке, Иркутске. Одну из этих выставок увидел художественный руководитель «Дней Якутии в Париже» и решил все оформление выставки, от графической айдентики до пригласительных и костюмов, построить на рисунках Ксении. Уж очень интересно маленькая художница интерпретировала традиционные якутские мотивы и образы.

Вторым серьезным проектом художницы стала работа с режиссером Юрием Филоновым, который поставил детский спектакль по ее рисункам. Ксения сдавала по 30 рисунков в день, создавая эскизы для всех персонажей, отражая в них черты их характера и взаимоотношения между ними. Спектакль «Волшебные карандаши» несколько сезонов шел на сцене Якутского драматического театра.

Только поступив в «Муху», Ксения вновь соприкоснулась со стеклом. На кафедре «Керамики и стекла» она оказалась случайно, но влюбилась в этот материал серьезно. «В нём есть магия. Ты рисуешь на эскизе одно, но стекло имеет свое мнение на этот счёт. Всегда получается немного иначе, чем ты задумал, и на это тоже любопытно смотреть. Это так же, как рисовать картину: у тебя есть идея, но до окончания работы ты не знаешь, как она воплотится».

Работа со стеклом

как рождается картина


2
Настоящее
Сейчас Ксения продолжает работать со стеклом, открывая его многогранные возможности. Один из ближайших проектов – работа в арт-резиденции GLOART в Бельгии, где ее задача – за шесть недель создать новую скульптуру по проекту «Ресурсы», в основе которой будут лежать сэргэ из стекла, металла и дерева.

Эволюция природных ресурсов - еще одно исследование художницы. «В Ленске у нас под боком был реликтовый кедровый лес, – говорит Ксения. – Мы ходили туда с папой, и он рассказывал, как долго растет кедр, чтобы начать плодоносить, я трепетала перед этими величественными деревьями. А поменялись ценности – и нефть стала важнее. В нашем кедровнике возникла километровая просека для прокладки труб». В Бельгии, чтобы показать эту изменяющуюся картину мира, в ее распоряжении будет широчайшая палитра цветного стекла, как будто рисуешь масляными красками, и возможность осуществить сложные технические решения, которые в российской мастерской были недоступны.

Современные материалы – это та же трансформация, только в отдельно взятом аспекте. От обычного стекла, глины, мрамора к полимерным и композитным материалам. Это тоже аспект творчества – использовать современные смеси и материалы для передачи традиционных образов и смыслов.
Тотемы-обереги
Сэргэ - особый символ для Якутии.
Если на земле стоит тотемный столб, то у этой земли есть хозяин. Даже при советской власти установка сэргэ не преследовалась. Да, он украшался звездой или портретом генерального секретаря, но возле него по-прежнему разливали жертвенный кумыс и славили былинных героев.
Сейчас сэргэ – это символ благополучия и плодородия, это охранный тотем для вашего дома и земли. За полвека якуты прошли путь от шаманства до плазменных панелей в домах, но их покой продолжают оберегать сэргэ. Новые сэргэ. Такие, какими их нам показывает Ксения Кудрина.
ОКТЯБРЬ 2016 года
«Движение против течения»
То, кем она была, кем стала и как оказалась в той точке, где она находится сейчас, Ксения Кудрина осмысляет в этом проекте.
«Именно такое движение ведет к истокам. Закончив институт и посвятив какое-то время творчеству, я кинулась в противоположном направлении. Яростно занималась своей карьерой, выросла до креативного директора фабрики игрушек, даже начала проходить курс МВА... Но моя дорога все равно привела меня обратно – к себе. Я ни о чем не жалею, работа в крупной компании дала мне многое: умение работать в коллективе, соблюдать дедлайны, не делать все самой, а делегировать. Но в глобальном смысле для меня это было движением против течения, против себя самой. И я рада, что вернулась на свой путь и стала более уверенной в себе».
Эта выставка объединяет работы Ксении разных лет, соединение которых создаёт историю ее взросления, ее поиска баланса между интеграцией в глобальный мир и следованием традициям предков, ее вариант осмысления действительности через традиционные якутские символы и идолов современности.
Для зрителя
Объёмные фигуры из цветного стекла, металлические чёрные вертикали которых гордо стремятся вверх, одновременно прочны и уязвимы, непроницаемы и прозрачны. Тотемные столбы сэргэ – объемный образ традиций – стоят на фоне других идолов, только уже современности. Они изображены на полотнах вокруг, заставляя задуматься о взаимодействии этих двух миров.
В другом зале мы будто попадаем в детский мир с их собственными идолами – объёмными фигурами героев мультфильмов, которые, словно в 3D формате, стремятся захватить пространство, врываясь в него через плоские экраны телевизоров.
АВГУСТ 2016 года
«Взрослые люди»
Что делает нас взрослыми? В какой момент количество накопленной информации и опыта отделяет меня - ребенка от меня - взрослого?
«Каждый человек - это орнамент. Я вижу, как поменялись мои узоры и мои вибрации при переезде из Ленска в Москву. Они ведь меняются в зависимости от контекста и места. И я вижу эту же трансформацию в других людях. В этом проекте я делала тотемы людей. Каждое звено тотема – какое-то событие в твоей жизни, какое-то действие, это отголосок верований твоих предков, который ты переосмыслил иначе, – это то, что тебя изменило и стало частью тебя. В результате этих ежедневных интервенций создается взрослый облик – тот, что ты сотворил сам».
Взросление – это непрерывный процесс, в течение которого человек преодолевает определенные барьеры и препятствия. Эти «преодоления» и есть своеобразный рубеж между этапами формирования личности, когда совершая невозможное относительно себя самого, человек переходит на новый уровень.

Как тотемные знаки состоят из набора символов, каждый из которых определенным образом формирует общее значение сакрального образа, так и люди состоят из поступков, опыта, воспоминаний, высказываний, влияющих на структуру их личности.


Для зрителя
Вертикали сэргэ, расположенные в непосредственной близости друг к другу, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Как люди в мегаполисе они замкнуты в себе. Но наблюдая за тем, как скульптуры работают в пространстве, мы вдруг видим их взаимодействие.

Сквозь один объект мы можем видеть другой; свет, проникающий сквозь одну поверхность, попадает на другую, наполняя всю скульптуру абсолютно новым свойством. Сэргэ в пространстве, организованном художницей, как люди в социуме, бессознательно влияют друг на друга, меняя и преобразовывая себя и окружающее пространство.

ИЮЛЬ 2016 года
«Черный лед»
Диалог пространственных объектов и плоскостных работ, современного мира и тысячелетней цивилизации
«Мы сделали такой огромный скачок в развитии, что, кажется, еще не успели его переварить. Моя прабабушка натягивала желчный пузырь на окно, моя бабушка жила при шаманизме, а я делаю проекты с мобильными гаджетами. Мы не успеваем заметить, когда произошла трансформация. Нас упрекают в том, что мы оторвались от корней, но память – это не застывшие традиции, если мы хотим сохранить память, мы должны трансформировать традиционный образ».
Главное, что меняется с течением времени, – это ценности. Тотем призван оберегать их, но когда они меняются, возможно, и образ современного тотема должен изменяться вслед за ними?

По якутской мифологии тотемы символизируют деревья: древо жизни, столб природы, столб мира, - они соединяют верхние, средние и нижние миры. Но что такое черные вертикали сэргэ в этом проекте? Это раньше природными ресурсами были дерево, вода, земля, а сейчас это газ и нефть. Меняются ценности – меняется структура тотемов. Ксения рассказывает о принятии происходящего и о его преображении в прекрасное. Мы смотрим с одного ракурса - и видим металлические трубы, мы смотрим с другого – и все тотемы сливаются в один, их ветки соединяются в одно могучее дерево – тотем всей живой природе, объединяющей нас.
Для зрителя
Архитектура проекта такова, что с одной стороны, художница абсолютно открыта зрителю, впуская его в свой мир и позволяя затеряться среди преобразованных тотемов; а с другой – дистанцирует его, оставляя на той ступени восприятия, которую он сам себе позволяет. В экспозиции сэргэ выставлены на фоне живописных работ, позволяя зрителю наблюдать за взаимосвязью пространственных образов, созданных в стекле, и изображений на полотнах автора.

«Черный лед» может остаться красивым декоративным объектом, а может вовлечь в глубинный диалог с тысячелетней цивилизации – степень погружения зритель выбирает сам.
СЕНТЯБРЬ 2016 года
«Ваше будущее - мое прошлое»
Эволюция игры как слепок нашей жизни
«В моем детстве в Якутии у нас были кости, которые мы раскрашивали и играли в них в запой, часами. Мои дети играли в Лего и странных кукол Monster High, смотрели диснеевские мультики. Но планшет победил всех. Кости, куклы, конструкторы – все игрушки наших детей живут вне осязаемой реальности, за стеклом».
Ксения уже несколько лет работает арт-директором в компании, которая производит игрушки для детей, и этот проект – ее наблюдения за эволюцией игры. Границы между реальным и виртуальным стремительно размываются. Детскую будущего вполне можно представить вообще без игрушек – достаточно стола и гаджета, в котором живут любимые герои. Дети все чаще засыпают с айпадом, а не с потрепанным плюшевым мишкой.

Хорошо это или плохо – будущее рассудит, а пока мы смотрим на игрушки сегодняшних детей как на артефакты XXI века, по которым следующие поколения будут изучать наше время.

Для зрителя

На бархате, будто редкие экспонаты археологических раскопок, выставлены стеклянные планшеты с популярными героями игр и мультфильмов, созданными в технике моллирования: Lalaloopsy, My little Pony, миньоны, Angry Birds, свинка Пеппа, Молния МакКуин, Монстр Хай и другие. Анимационные стайл-гайды из войлока и акрила на стенах напоминают о волшебном разноцветном мире детства, рассыпающемся на плюшевые пиксели.
Тотальная виртуализация пугает, но ее последствия сложнее, чем просто плюс или минус. Ксения Кудрина предлагает взглянуть на творящуюся прямо на наших глазах реальность и найти свой ответ на этот вопрос.
Тотальная виртуализация пугает, но ее последствия сложнее, чем просто плюс или минус. Ксения Кудрина предлагает взглянуть на творящуюся прямо на наших глазах реальность и найти свой ответ на этот вопрос.

3
Будущее
В каждом новом проекте Кудриной всегда есть сакральные символы и их трансформация во что-то современное
2017 год
2017 год
«Женские тотемы»
Как любой древний народ, якуты много используют символы. Например, когда женщина одевается на национальный праздник Ысыах, то надевает одежду, богато украшенную бисером и специальными украшениями из серебра: илин-кэлин, кэбиhэр, бастынга. Это ее паспорт, по ним можно считать все: сколько ей лет, какой у нее статус, из какого она рода. Живя в Якутии и надевая по праздникам традиционные наряды, Ксения не задумывалась, насколько глубоко сакральное значение украшающих их символов, пока не стала специально заниматься этой темой. Новый проект так и называется «Женские тотемы».

Небольшие, «настольного» формата женские тотемы – это тотемы-обереги. Они призваны защищать и беречь уют вашего дома. Это не только женская тема, но еще и материнская. Когда рождается ребенок, мать начинает для него вязать, вышивать, плести фенечки – так она оберегает его от опасностей.
2017 год
2017 год
«Колокольчики»
Проект про связь поколений. Колокольчики всегда были олицетворением чистоты и интуиции, ведь если ты слышишь звон колокольчика, значит, делаешь все правильно. Чем ты чище, честнее к себе, тем лучше будешь их слышать. Именно звон колокольчиков дает понять, что ты по жизни идешь верным путем.

Раньше в Якутии было много обрядов с колокольчиками: с ними выдавали замуж, изгоняли злых духов, ими украшали лошадей. Наша связь с предками тоже устанавливается через колокол.

По задумке Ксении в выставочном пространстве разместятся огромные подвесные конструкции, образующие несколько больших тотемов, украшенных сотнями стеклянных колокольчиков.
_
_
СВОИМИ СЛОВАМИ
Когда читаешь историю чьего-то успешного старта, понимаешь, что она о многом рассказывает, но и о многом умалчивает. Поэтому вот несколько вопросов о тех аспектах, что остались за кадром.

Ксения, художники редко совершают такие «заходы» в бизнес, как получилось у вас. Что вам это дало?

Из работы в компании я вынесла два самых главных урока: научилась работать в команде, и научилась соблюдать дедлайны, планировать свои проекты и доводить их до конца, что раньше мне было несвойственно. До этого бизнес-опыта я была совершенно другим человеком. Не умела общаться, была вне времени и вне пространства. Я вообще не понимала, могу ли я работать и кем?

Зачем художнику карьера?

Я часто сталкиваюсь с мнением, что карьера художнику только мешает, отвлекает от творчества, превращает искусство в коммерцию. Не согласна. Как она может мешать? Ты остаешься внутри тем же самым человеком, с карьерой или без нее, ты другие произведения или картины писать не сможешь. Только с карьерой ты еще будешь чувствовать отдачу от работы, что для любого человека очень важно.

Именно для этого нужна команда?

Да! Правильная команда может тебя усилить. Я работаю креативным директором фабрики, но я все равно не менеджер, моя задача – креативные концепции. Поэтому в моем собственном творчестве у меня тоже есть менеджер – сестра Надежда. Она решает организационные и коммерческие задачи, планирует стратегию продвижения, а моя задача –сконцентрироваться на своем деле. Мы разные люди, мы заточены под разное, и крутой результат получается, когда мы соединяем усилия разных специалистов в команде.

И какая ваша амбициозная командная мечта? Или ваша личная?

Очень хочу, чтобы у меня появились огромные печи по стеклу – целое производство. Хочу создать свой бренд и делать скульптуры из стекла по моим эскизам. У меня уже разработаны большие и маленькие тотемы, которые могут стать оберегом чьего-то дома. Кроме того, хочу еще заняться парковой скульптурой из бетона и специального стекла. Это материал, который выдержит и погоду, и природу, и людей. Например, сделать монументальный тотем земли, чтобы человечество всегда помнило, что мы живем на земле не только, чтобы потреблять, но и благодарить.
Лонгрид подготовлен агентством TellaStory.ru